Непосредственное конспектирование лекции

Непосредственное конспектирование лекции

Проблемой непосредственного способа конспектирования является то, что постоянное прерывание чтения ради записи материала, а в последующем запись ради чтения не позволяют в итоге нормально воспринимать ни текст, ни его осмысленное изложение — конспект.
В итоге получается парадокс: копируя добросовестно практически каждое второе слово из оригинала, можно встать из-за стола, будто вы никогда в жизни не видели текста и собственного конспекта, за исключением разве что последних абзацев того и другого. Постоянно прерываясь в процессе конспектирования, мозг в значительной степени работает вхолостую, не оставляя в голове ничего, кроме ощущения каши. Она стремительно выветривается из головы, что подспудно отвращает от темы занятий. В итоге собственный конспект становится настоящей китайской грамотой, которую придется заново перечитывать, как будто в первый раз.
При этом если при конспектировании использовались сокращения, многое в конспекте при его «перечитывании» попросту не будет понятно. При конспектировании абзаца он еще помнится, а его сокращенная запись в свете определенных воспоминаний в тот момент была наполнена смыслом. Но когда студент переходит к следующим главам, нарушается непрерывность восприятия, а воспоминания, которые еще не успели устояться и закрепиться, мгновенно исчезают. В итоге студент смотрит на все с удивлением, особенно на свои сокращения. После этого можно только диву даваться, что собственно хотелось этим сказать. Кроме зря потраченных усилий, очень мучительно сознавать, что в процессе конспектирования человек отлично понимал, о чем речь, а теперь — никак не может понять, что и к чему.
Как лучше конспектировать?
Опосредованное конспектирование начинается лишь после прочтения или перечитывания текста от начала до конца. Начиная конспектировать тогда, когда будет понятен общий смысл текста, а также его внутреннее содержание и логические взаимосвязи, конспект будет логичным и полезным. Поэтому конспект следует вести не в порядке изложения, а с учетом последовательности всех взаимосвязей. Они могут не совпадать, однако уяснить суть дела все же можно лишь в его логической, но никак не риторической последовательности. Таким образом, логическую последовательность конспекта можно понять, дочитав текст лишь до конца, при этом осознав его содержание в целом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>